Мой город — Петропавловск-Камчатский
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

«Я часто говорю
студентам: выбирайте
место работы,
о котором мечтаете»

Ректор Международного университета в Москве Сергей Николаевич
Красавченко — о том, зачем управленцам учиться мыслить стратегически, о недостатке конкуренции интеллекта на госслужбе и о том, как вуз помогает выбрать работу мечты.
Анастасия Нарушевич
29 апреля 2015
Сергей Николаевич, каких специалистов не хватает в сфере госуправления и бизнесе?

Бизнес направлен на получение прибыли, а государственное управление — это эффективное обслуживание нужд населения, общества и государственных структур. Конечно, есть такие специалисты, которых не хватает и там, и там. Мы видим это по решениям, которые принимаются в обеих сферах. Не хватает гармонично развитых специалистов со стратегическим мышлением — тех, кого мы называем интеллигентными людьми. Хороший специалист должен быть интеллигентным — он должен знать культуру и историю, иметь представление о точных науках. Кроме того, необходимы знания для непосредственного выполнения обязанностей на определённой должности в сфере госуправления или бизнеса.

Одна из бед нашего бизнеса, также как и беда госуправления, — это то, что люди занимаются не стратегией развития, а тактикой выживания.

Чтобы приоритетом в обеих сферах была стратегия развития, нужно решать тактические задачи, имея в виду стратегические цели. Это подход не просто грамотного специалиста, это ещё и подход интеллигентного человека. Многие вузы, в том числе и наш, дают качественные и конкретные знания по дисциплинам, которые позволяют решать какие-то узкие и конкретные задачи на той или иной должности. Но мы так же пытаемся научить наших студентов мыслить стратегически и этим выгодно отличается от других факультетов госуправления.

С какими чертами характера показано идти учиться на госслужащего?

Мне кажется, что госслужащие — это не безликая масса чиновников. Среди них есть исполнители, руководители и аналитики, которые подготавливают материалы, на основе которых руководитель принимает решение. Поэтому черты характера для каждого нужны разные. Если для лидера важны стратегическое мышление, инициативность, креативность, амбициозность в хорошем смысле, то для человека, который стремится занять нишу чиновника-исполнителя, важны аккуратность, исполнительность. Это и у руководителя должно быть, но в крайнем случае его поправят исполнители, если он сделает какую-то техническую ошибку. Но и для тех, и для других важно быть интеллигентными. А интеллигентность предполагает, что человек должен быть нравственным, с твердыми убеждениями. Было бы хорошо, если бы мы могли до поступления тестировать абитуриентов и первокурсников, определяя их личностный потенциал и личностные характеристики. Мы бы смогли, например, узнать, что у человека, который на ЕГЭ показал хорошие знания и которого мы принимаем на факультет, готовящий специалистов для государственного управления, — действительно есть лидерские задатки. Тогда мы могли бы способствовать тому, чтобы его лидерские качества получали поддержку от преподавателей, знания и умения, которые помогали бы им развиваться. Если качеств лидера нет, то тогда, соответственно, нужно делать корректировку, с уважением относясь к студенту, который не собирается, идя на госслужбу, выходить в первые ряды руководителей. В этом случае должна быть другая поддержка и другая программа.

Что касается вашей миссии: вы бы хотели подготовить специалистов-новаторов или специалистов, которые будут пытаться поддерживать и работать с тем, что уже есть?

Конечно, наша задача амбициозная: мы хотим, чтобы все были креативными и стремились к новаторству, потому что такие люди двигают любой процесс в промышленности, в сельском хозяйстве, в торговле, в бизнесе и, конечно же, в государственном управлении. Но новаторы должны уметь работать с тем, что уже есть, потому что если они не умеют и не знают законодательной и нормативной базы, которая существует, они не смогут эффективно работать.

Наш выпускник должен четко работать, не нарушая законодательство, но видеть, где есть проблемы в законодательной базе и стремиться ее улучшить, усовершенствовать, развить, предлагать и разрабатывать проекты.

Другое дело, что есть среди чиновников (я надеюсь, что среди них нет наших выпускников) люди, которые стремятся законсервировать эту систему, которые никак не будут меняться. Они делают её не просто одеревеневшей, закостеневшей, но монолитной, чтобы ничего с ней не произошло. Им удобнее работать так, а обществу, нам с вами и всем людям, нужно, чтобы эта система развивалась.

Возвращаясь к первому вопросу, есть ли принципиальная разница в подготовке госслужащих и тех, кто занимается бизнесом?

Принципиальная разница заключается в двух отличающихся друг от друга задачах подготовки. На факультете менеджмента должна быть практика, мастер-классы, преподаватели из сферы бизнеса — в этом принципиальная разница в подготовке. А госслужащим предстоит решать другие задачи, и для этого нужна совершенно другая программа. Но есть и общее, потому что и те, и другие работают в сфере управленческой деятельности. Кроме того, и бизнесменам, и госслужащим нужно уметь достигать успеха в конкурентной борьбе. Наш опыт показывает, что основная проблема наших выпускников в том, что мы учим студентов бороться в условиях конкуренции, чтобы предлагать что-то новое, проявлять свои качества, которые дают преимущества в этой борьбе; потом они приходят на госслужбу, а там вообще нет никакой конкуренции интеллекта, а есть то, что называется бюрократизмом.

Что касается передачи опыта, приглашали ли вы кого-нибудь из сферы управления читать лекции?

Приглашали, и очень много. Наши студенты два раза в год, в начале первого и второго семестров встречаются с лидерами общественного мнения, включая государственных деятелей. У нас выступали и руководители парламента, и вице-премьеры, и председатель Счетной палаты Сергей Степашин, и нынешний вице-премьер Аркадий Дворкович. В этом году приходил самый молодой министр РФ — министр связи Николай Никифоров, который старше наших студентов всего на 10 лет. Он рассказывал о системе телекоммуникаций в России, проблемах связи, которыми занимается, и одновременно с этим он говорил, каким образом он занял свою высокую должность и что нужно для того, чтобы стать успешным менеджером в государственной службе. Кроме чиновников у нас выступали и люди из сферы бизнеса: Михаил Прохоров, Владимир Евтушенков, Александр Шохин. Это разовые встречи, у нас это называется «актовые лекции». После встречи, если возникают вопросы у студентов, мы отправляем их нашему лектору. В некоторых случаях это даже влияло на карьеру наших выпускников. Но кроме разовых лекций у нас есть долговременные курсы, которые ведут известные государственные деятели. Например, бывший мэр Москвы Юрий Лужков читал у нас целый спецкурс для студентов, когда был мэром, потом он ушёл с этого поста и стал нашим деканом, привлекал к учебному процессу на факультет Управления крупными городами своих успешных коллег, которые могли бы поделиться опытом.

Расскажите о взаимодействии вашего вуза с органами исполнительной власти? Где проходят практику ваши студенты?

Студенты проходят практику в Правительстве Москвы, департаментах правительства, префектурах, в управах. Но, к сожалению, те возможности практики, которые предлагает университет, не всегда востребованы студентами. На факультете журналистики дело с этим обстоит получше, но, в основном, студенты сами ищут что-то, хотя мы им тоже предлагаем варианты. Юристы могут проходить практику в Госдуме, потому что у нас есть с ними договор. К сожалению, Государственная дума не является хорошим примером творческой работы в законодательной сфере. Громко звучит, но по сути — мало что дает, кроме, может быть, критического опыта. Студентам, конечно, нужен критический подход, но больше всё же нужен позитив, поэтому они стремятся в эффективно работающие организации. Было время, когда Людмила Ивановна Швецова, будучи работником в правительстве Москвы, сотрудничала с нашим университетом и были случаи, когда она становилась руководителем некоторых дипломных работ студентов. Потому что они показывали, что хотят решить конкретные проблемы, её это заинтересовало, и студенты писали работы на основании материалов, которые брали в аппарате заместителя мэра по социальной работе. Таким образом, наши студенты показывают, что могут решать вопросы на уровне мэрии, на уровне префектуры, к ним появляется интерес и потом они достаточно хорошо трудоустраиваются.

Подстраивается ли подготовка управленцев в вашем вузе под требования времени, текущей политической и экономической ситуации? Если да, то как?

Был такой анекдот в советское время: «Вы допускали отклонение от линии партии? Вы колебались?» и человек отвечал: «Колебался. Но только вместе с линией партии». Конечно, мы не подстраиваемся под конъюнктуру, но сейчас страна оказалась в тяжёлой экономической ситуации, которую почему-то многие стыдливо, особенно на телевидении, избегают называть словом «кризис». На самом деле уже несколько лет страна находится в состоянии кризиса, и если в скором времени несколько лучше не будет, то что тогда дальше? Естественно, что в наших курсах по экономике есть такое понятие, как «управление в кризисной ситуации» и есть такая специализация «кризисный менеджер». К сожалению, сейчас это чаще встречается в бизнесе, но мы уже не раз говорили, что профессиональный кризисный управляющий должен быть и в государственных структурах.

Хорошие специалисты должны учиться не на собственных ошибках, а на опыте предыдущих поколений.

Подготовка будущих управленцев в нашем вузе учитывает изменения в задачах, которые возникают в стране, в бизнесе. Если говорить о подстраивании под текущую политическую и экономическую ситуацию, сплочении рядов и затягивании поясов — у нас этого нет.

Может ли зарубежный опыт в области госуправления помочь студентам в последующей работе здесь, в Москве, или другом городе России?

Конечно, может. Тем более, что система власти сменилась, но задачи управления, кроме пропагандистских, каких-то идеологических, — одни и те же. Цель одна — нужно наладить нормальное существование города и его населения.

было и такое, что представители зарубежных вузов приезжали к нам и удивлялись тому, что у нас есть факультет управления крупными городами, мы в этом плане были первыми, я нигде больше такого факультета не встречал.

Так что наши студенты, поскольку университет международный, имеют возможность проходить стажировку во многих странах, где у нас есть университеты-партнёры. Это и США, и Япония, и Германия, и Канада. Помимо этого один из наших партнеров — Европейский университет, у которого есть площадки в Барселоне, в Швейцарии. Студенты факультета управления крупными городами больше стремятся в Японию, чем в США, и я понимаю почему: там больше экзотики и гораздо интереснее. Но на самом деле там действительно хорошая система и эффективность работы государственного аппарата. Кроме того, в Японии власть меняется, а аппарат остаётся. Мэр Японии избирается один, без аппарата, а у нас как: поменялся один председатель правительства, и тут же пришли новые министры. В 2001 году, когда президентом стал Владимир Владимирович Путин, многие из Петербурга приехали работать в Москву. Это не плохо, это нормально, если это эффективно. Но дошло до абсурда: приехал также и руководитель федерального комитета по имуществу и две трети сотрудников вслед за ним, вплоть до секретарей. К сожалению, не все студенты хотят ехать на стажировки, хотя мы всё делаем для этого. Одна из особенностей нашего университета для всех факультетов — это усиленная языковая подготовка. Наши студенты изучают бизнес-английский и еще один любой язык по выбору.

Опишите идеального выпускника вашего вуза.

Идеальный выпускник — это успешный специалист, знающий, креативный, интеллигентный, настоящий патриот. У него должна быть гражданская позиция, он не должен быть равнодушен к тому, что происходит в системе государственной власти, даже если он там работает. Поэтому мы проводим со студентами круглые столы, конференции и всегда собираемся обсудить какие-то значимые общественные проблемы. Идеальный выпускник должен быть счастливым и здоровым, потому что он должен быть человеком, физическая подготовка которого поможет ему реализовать свой личностный и образовательный потенциал.

Существует ли у вас заказ на кадры? Где работают ваши выпускники?

Правительство Москвы выделяет субсидии на подготовку в нашем университете на факультете управления крупными городами талантливых студентов из малообеспеченных семей. Проходит конкурс, отбирают по определённым критериям. В разные годы заказ от правительства Москвы был от 45 до 60 человек. Также, кроме факультета менеджмента, у нас есть Высшая школа бизнеса и менеджмента, которая даёт диплом по программе MBA. Выпускники получают два диплома, один — наш, а другой — европейского совета по бизнес-образованию, потому что наша подготовка сертифицирована этим советом. Наши выпускники работают в управах и префектурах, в отделах и департаментах московского правительства, в администрации президента и правительства РФ. Помощник президента, бывший вице-премьер, Владислав Сурков — наш выпускник.

Я часто говорю студентам: выбирайте место работы, о котором вы мечтаете.

Мы вычерчиваем для них траекторию движения в необходимом направлении и условия, которые позволяют успешно работать в интересующем выпускника месте.

Какие проблемы есть в современном госуправлении?

В современном госуправлении есть одна проблема — проблема эффективности государственного управления. Есть проблема коррупции, но она связана с эффективностью. Эффективность госуправления измеряется успешностью реализацией стратегии развития государства. Со стратегией — плохо, с коррупцией лучше. И вторая серьёзная проблема — проблема ответственности. Если человек неэффективен, он должен нести ответственность за это. Я надеюсь, что наши выпускники и выпускники других вузов будут делать всё для того, чтобы система государственного управления изменилась и проблемы были минимизированы.

Анастасия Нарушевич
29 апреля 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты